Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кулешов лев вл

Гуманитарный словарь

КУЛЕШО́В Лев Вл. (1899-1970) - реж., теоретик кино, первым внесший вклад в разработку проблем яз. кино и монтажа. Учился в Моск. уч-ще живописи, ваяния и зодчества. В 1916 поступил художником на фирму А. Ханжонкова, продолжил работу у Е. Бауэра. В 1917 поставил ф. "Проект инженера Прайта" (вып. 1918), смонтиров. с применением большого кол-ва крупных планов и короткими кусками, связ. между собой определ. ритмом. В ряде теоретич. ст. 1917-18 К. широко декларировал принципы монтажа как осн. средства для показа реальности снимаемого мат-ла. В 1919 возглавил уч. мастерскую при 1-й Госкиношколе, исследовавшую специфику актер. исполнения в кино (К. отрицал иск-во перевоплощения). Одновременно К. преподавал в Моск. гос. техникуме кинематографии.

Второй ф. К. "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924) - эксцентрич. комедия со стремит. и пружинистым действием, с точным ощущением кинематограф. формы. В этом ф. К. в полной мере осуществил свои теоретич. взгляды. В 1925 поставил ф. "Луч смерти". Эти два ф. оказали сильнейшее влияние на творчество В. Пудовкина, С. Эйзенштейна. Ф. "По закону" (1926, по рассказу Дж. Лондона "Неожиданное") - один из удачных примеров ранней экранизации, первая попытка психол. драмы.

Ф. "Великий утешитель" (1933) со своей оригин. композицией - соединением реального и условного планов, блистат. актерским ансамблем - является одним из высших творч. достижений реж. Кн. К. "Иск-во кино" (1929), в к-рой подведены итоги творч. размышлений реж., стала классич. тр. по теории кино. Последний ф. К. - "Мы с Урала" (1944). В последующие годы целиком отдается преподават. деят-ности во ВГИКе, там же возглавляет творч. мастерскую. Среди др. ф.: "Ваша знакомая", "Журналистка" (1929), "Два-Бульди-Два", "Веселая канарейка" (1933).

Соч.: Собр. соч. М., 1987-1988. Т. 1-2.

Лит.: Долинский И. Тридцать лет // Иск-во кино. 1947. № 4; Громов Е. С. Л. В. Кулешов. М., 1984.

Полезные сервисы

кулешов лев владимирович

Энциклопедический словарь

Кулешо́в Лев Владимирович (1899-1970), режиссёр и теоретик кино, педагог, народный артист РСФСР (1969), доктор искусствоведения (1946). Поставил фильмы: «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926), «Великий утешитель» (1933) и др. Книги «Практика кинорежиссуры» (1935), «Основы кинорежиссуры» (1941) и др. Профессор ВГИКа (с 1939).

* * *

КУЛЕШОВ Лев Владимирович - КУЛЕШО́В Лев Владимирович [1 (13) января 1899, Тамбов - 29 марта 1970, Москва), советский кинорежиссер, сценарист, актер, художник. Народный артист РСФСР, доктор искусствоведения (1946).

Родился в дворянской семье, отец - художник, мать - сельская учительница. В 1914 окончил Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве. В 1916-19 - художник-декоратор, помощник режиссера в акционерном обществе «А. Ханжонков и К» в фильмах режиссера Е. Бауэра. В 1919 возглавил учебную мастерскую в Госкиношколе, будущем ВГИКе, основателем которого стал вместе с В. Р. Гардиным (см. ГАРДИН Владимир Ростиславович).

Кулешов уже тогда знал, что значит жить «собственными силами», что значит «быть самим собой». «Дорежимному» кино противопоставил не «массу», а форму. Как молодой образованный человек, не мог не думать о том, что в современной культуре возникло противопоставление традиционного «фигуративного» изображения целостному пространству. Понимание этой целостности - контекст известных его теоретических работ («Знамя кинематографии», «Искусство кино», «Практика кинорежиссуры») и еще более известных ранних экспериментов («Эффект Кулешова»). Кадр - не фон для фигуры актера, автоматически приравниваемый к «жизни», а именно прямоугольник, условность, жизни не равная. Фильм - эффект движения не только на фоне, но и «над» ним - между кадрами. Только эта первоначальная геометрическая условность порождает затем «жизнь», психологию, чувства. Отсюда и чисто пространственное понимание монтажа, и пластический тренинг натурщиков, которых, конечно нельзя путать с типажами. Типаж - понятие идеологическое, идущее от сравнения лица с «массой». Натурщик - любой человек, обученный вписываться в плоский кадр, в котором скелетообразная худоба А. С. Хохловой (см. ХОХЛОВ Александр Степанович) (его постоянной актрисы и жены) с длинными конечностями и абсолютно графическое лицо оказываются потрясающе фотогеничными.

В связи со всем этим идеология ранних кулешовских фильмов: «Необычайные приключения Мистера Веста в стране большевиков» (1924), «Луч смерти» (1925), «По закону» (1926), «Два-бульди-два» (1929) - резко выделяется в массе «революционной» кинематографии. В них есть уважение к индивидуальности, пристрастие к показу технических изобретений, жизни цирка и международных шпионов, прочей экзотики. Заговоры, погони, богатство визуальных отношений - все это напоминает начальный период творчества Фрица Ланга (см. ЛАНГ Фриц) («Доктор Мабузе», «Метрополис») хотя бы по некоторым установкам. Просто у Ланга пространство имело выход на сложную философию, а Кулешов ограничивался марксизмом-ленинизмом. Несмотря на марксистскую философию, Кулешов достиг свободы в изображении человека разумного в фильме «Ваша знакомая» («Журналистка»).

Новой и сложной задачей стало пришествие звука. Кулешов сумел довольно быстро овладеть новой техникой. Известный эпизод боя («Горизонт», 1932), положенный на белогвардейский романс под гитару, выразительностью звукозрительного образа смерти, кошмара и обреченности намного опередил свое время.

Но дальше обходить идеологические установки в области кинематографа становилось все труднее. Сняв несколько традиционных фильмов, Кулешов с головой ушел в педагогику.

Большой энциклопедический словарь

КУЛЕШОВ Лев Владимирович (1899-1970) - российский режиссер и теоретик кино, педагог, народный артист России (1969), доктор искусствоведения (1946). Поставил фильмы: "Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков" (1924), "По закону" (1926), "Великий утешитель" (1933) и др. Профессор ВГИКа (с 1939).

Полезные сервисы